90. Формы и методы государственного регулирования в нефтегазовом комплексе.

Сегодня НГК России обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3%, занятых в нем.

Основные направления энергетической политики Российской Федерации до 2010 года.

Энергетическая политика Российской Федерации, определяя условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики, исходит из следующих приоритетов:

§   устойчивое обеспечение страны энергоносителями;

§   повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;

§   создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях рыночных отношений;

§   уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду;

§   поддержание экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса и расширение экспорта его продукции;

§   сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности Российской Федерации.

Осуществление энергетической политики Российской Федерации во внешнеэкономической сфере должно содействовать:

§   взаимовыгодному сотрудничеству Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;

§   созданию правовых и экономических условий выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;

§   расширению взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами по освоению их топливно-энергетических ресурсов и продвижению российских экспортеров на новые энергетические рынки.

Энергетическая политика Российской Федерации реализуется на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов и предусматривает:

§   правовое регулирование отношений в сфере топливо- и энергообеспечения;

§   содействие со стороны федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации в решении энергетических проблем;

§   учет интересов энергоизбыточных и энергодефицитных регионов при сохранении единства и роли федеральных энергетических систем как одного из важнейших факторов укрепления экономической и политической интеграции страны;

§   участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции в обеспечении надежного, безопасного и эффективного энергоснабжения населения и предприятий;

§   сосредоточение основной работы по использованию потенциала энергоснабжения в регионах.

Энергетическая политика Российской Федерации осуществляется путем:

регулирования на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в порядке, определенном законодательными и иными нормативными актами;

§   формирования энергетического рынка и создания конкурентной среды в сфере производства и потребления энергоносителей;

§   совершенствования налоговой политики;

§   поддержки строительства важнейших объектов топливно-энергетического комплекса и реализации энергосберегающих проектов;

§   разработки и осуществления мероприятий, связанных с созданием сезонных запасов топлива на электростанциях и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топлива в северные регионы страны;

§   реализации федеральной целевой программы "Топливо и энергия", инвестиционных, научно-технических и других энергетических программ.

Государственное регулирование н/г промышленности:

1. создание государственной компании, на которую возлагается ряд функций (квотирование, вопросы международных поставок)

2. государство закрепляет за собой лицензирование как функцию.

Государство устанавливает определенные моменты в лицензии: динамику добычи, обязательность ведения работ на м/ж. в связи с невыполнением условий лицензирования, государство имеет право лишить компанию лицензии.

3. государство может влиять на поведение компании путем управления пакетом акций н/г компаний (в результате приватизации). Государство имеет определенный пакет акций во многих НГ компаниях.

4. Государство использует косвенные методы:

- цены

- амортизационная политика

- налоговая система

- инвестиционная политика

- финансово-кредитная система

- таможенная политика.

 

 

Hosted by uCoz