88. Закон спроса и предложения.

Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого ? производить – решаются через механизм спроса и предложения.

Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку.

Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.

Спрос- это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).

Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях.

Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях, то есть Qd = f(P-). Это частный случай функции спроса, отражающий изменение ценового фактора. Графически влияние изменения цены на данный товар на объем спроса на него при прочих равных условиях показывается движением вдоль кривой спроса (меняется только значения, величина функции спроса).

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами:

- покупатели приобретают больше дешевых товаров

- потребление связано с законом убывающей предельной полезности (продажа дополнительной единицы данного товара возможно только по более низкой цены)

- действие эффекта замены и дохода

Оба эффекта вызываются изменением цены одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, и действуют одновременно. Но каждый из эффектов имеет собственную форму проявления.

Эффект замены вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе. Это значит, что потребитель приобретает больше дешевых товаров взамен более дорогим.

Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Это значит, что потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара  и у него останутся средства для дополнительных покупок.

Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях (ПРУ), то есть Qs = f(P+).

Кривая предложения имеет положительный наклон, который выражает:

- реакцию производителя на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене

- растущие затраты на производство дополнительной продукции при фиксированных производственных мощностях (действие закона возрастающих альтернативных затрат).

Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценововых факторов (или изменение прочих равных условий), что графически показывается сдвигом кривых спроса и предложения вправо или влево при той же самой цене. В этом случае меняется сама функция:

Qd = f(P; доход, налоги, ожидания, цены на товары – субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие)

Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие).

Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием:

§    изменения технологии производства – при введении более совершенной технологии снижаются издержки на единицу продукции, что увеличивает ее выпуск;

§    изменение цен на экономические ресурсы – снижение цен ведет к расширению производства и увеличению предложения;

§    изменение количества товаропроизводителей – их увеличение приводит к росту предложения;

§    налоги – рост налогов снижает предложение;

§    субсидии – приводят к расширению производства;

§    ожидания;

§    цены на другие товары.

На положение линии спроса оказывают воздействие и другие факторы:

§    Если вкусы покупателей изменяются в пользу какого-то товара, то спрос на него возрастает;

§    Если цена на товары заменители повышается, то возрастает спрос на данный товар;

§    Если имеет место инфляционное ожидание, то потребители увеличивают свой спрос;

§    Если возрастает число покупателей данного товара, то возрастает спрос на него;

§    Увеличение дохода покупателей.

Ценовая эластичность спроса

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним свойством, получившим название ценовая эластичность спроса. Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название эластичного спроса; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название неэластичного.

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название коэффициент ценовой эластичности спроса

К = изменение величины спроса (%) / изменение цены (%)  

Эластичный – min Dp max DQd

Неэластичный - max Dp min DQd

Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос считается эластичным а если меньше —- неэластичным (при коэффициенте, равном 1, говорят о единичной эластичности спроса).

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к процентному изменению цены

Равновесие спроса и предложения

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

 

 

Hosted by uCoz