81. Особенности организации основного производства на транспорте нефти и газа.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ.

Важнейшая особенность предприятий транспортирования - органическая связь с нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, с одной стороны, и потребителями, с другой стороны. Она во многом определяет характер организации производственных процессов на предприятиях трубопроводного транспорта.

Основной производственный процесс на трубопроводах обеспечивает транспортирование нефти из района добычи на нефтеперерабатывающие заводы, на железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также на экспорт.

Наиболее распространены механизированные процессы: машинно-ручные или чисто машинные.

Процессы на магистральных трубопроводах значительно разобщены в пространстве. В процессе перекачки нефти одноименные производственные операции производятся на объектах, отдаленных один от другого на сотни тысяч километров. Однако эти процессы обычно совмещаются по времени. От этого во многом зависит продолжительность производственного процесса.

В зависимости от организационной сложности производственный процесс по транспортированию нефти может включать следующие рабочие процессы:

- подготовку трубопровода к перекачке нефти,

- запуск агрегатов,

- контроль за перекачкой.

На предприятиях транспортирования нефти организация производственного процесса включает комплекс мероприятий, направленных на более полное использование пропускной способности трубопровода с целью улучшения на этой основе технико-экономических показателей работы трубопроводного транспорта.

Производственная структура предприятий трубопроводного транспорта и нефтегазового хозяйства зависит от многих факторов (диаметра и протяженности нефтепровода, числа и мощности перекачивающих станций, уровня автоматизации производственных процессов).

Нефтепродуктопроводы подразделяются на следующие основные группы.

1. Магистральные трубопроводы — самостоятельные хозрасчетные предприятия. Они предназначаются для перекачки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы, железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также для транспортирования нефтепродуктов из районов их производства (с НПЗ) в районы потребления (до наливных станций или перевалочных нефтебаз).

2. Трубопроводы внутрихозяйственного назначения. К этой группе относятся коммуникации нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз, потребителей и автозаправочных станций.

3. Трубопроводы местного значения. Сюда относятся подводящие нефтепромысловые трубопроводы небольшой протяженности, предназначенные для подвода нефти от нефтепромыслов к головным сооружениям магистральных нефтепроводов и к нефтебазам.

К основным резервам повышения эффективности процесса транспорта относятся прежде всего:

- более широкое использование трубопроводов больших диаметров;

- современное определение действительной потребности в нефти;

- выявление всех возможных источников покрытия указанной потребности и своевременное распределение ресурсов по отраслям и отдельным предприятиям;

- повышение эффективности транспортно-экономических связей по нефти путем рационального прикрепления потребителей поставщикам, разработка оптимальных планов нефтеснабжения с широким применением математических методов и электронно-вычислительной техники;

- рациональное использование основных фондов, ускорение оборачиваемости нефтетоваров в системе транспорта и хранения, сохранение высокого качества реализуемой продукции и снижение ее потерь до минимума.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАГИСТРАЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ГАЗА

характеризуются некоторыми особенностями, обусловливающими специфику форм и методов их организации.

1. газопроводный транспорт является узкоспециализированным, по сути, технологическим. Он предназначен для перемещения одного вида продукции (природного газа) от мест добычи к потребителям,

2. основные технологические объекты и сооружения расположены на значительной территории, зависящей от протяженности газопровода.

3. жесткая связь газопроводов с источниками добычи газа и потребителями, причем режим эксплуатации газотранспортных систем зависит в большей мере от динамики газопотребления, которое характеризуется существенными колебаниями.

4.  процессу транспортирования газа присущ так называемый системный эффект, заключающийся в возможности маневрирования потоками газа и отборами его для регулирования различных видов неравномерностей.

5. в процессе транспортирования никаких новых продуктов не создается, они лишь перемешаются, хранятся и реализуются. Таким образом, деятельность газотранспортных предприятий и организаций является непосредственно продукцией отрасли.

6. непрерывность процесса перекачки, которая обусловлена непрерывностью его потребления и добычи.

Процесс транспортирования газа характеризуется наибольшей капитало- и фондоемкостью среди отраслей газовой промышленности. Размер себестоимости транспорта газа в среднем по системе втрое больше, чем его расходы по добыче.

Магистральный газопровод — это сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для осуществления процесса транспортирования газа. В состав газопровода  входят

-  головные сооружения,

- трубопровод с запорной арматурой, отводами и средствами защиты от коррозии,

- компрессорные станции,

- подземные хранилища и газораспределительные станции (ГРС) и т.д.

- объекты энерговодоснабжения, линии электропередач, трансформаторные подстанции, котельные, насосные станции, артезианские скважины и ряд других объектов.

Основной производственный процесс транспортировки газа заключается в следующем. Очищенный и осушенный в процессе промысловой подготовки газ поступает на головные сооружения газопровода, где проходит дополнительную обработку и одоризацию (придание специфического запаха с помощью одорантовэтилмеркоптана, метилмеркоптана). После этого он направляется непосредственно в газопровод. Его линейная часть может быть постоянного или переменного диаметра. На некоторых участках (как правило головных) он состоит из нескольких труб (одинакового или различного диаметров), уложенных параллельно в одном коридоре. Через каждые 20—25 км трассы устанавливаются запорные краны для отключения в необходимых случаях (ремонт, аварии) отдельных участков газопровода. Для предотвращения трубопровода от коррозии, используются средства катодной протекторной защиты и электродренажные установки.

Транспортировка газа по трубопроводу обеспечивается компримированием газа на компрессорных станциях (КС). Расстояния между КС определяются гидравлическим расчетом с учетом пропускной способности газопровода, максимального давления на выходе КС, характеристик компрессоров и турбин, а также местных условии — рельефа местности, наличия источников энерго- и водоснабжения, близости населенных пунктов и др. Обычно расстояние между станциями — примерно 120—125 км.

Для сбытовых целей сооружаются газораспределительные станции (ГРС), которые представляют собой комплекс сооружений и устройств, расположенных на отводах от магистрального трубопровода. Кроме этого они выполняют функции регулирования расхода и учета отпускаемого газа.

Большое значение в системе поставок газа имеют подземные хранилища газа (ПХГ). Они предназначены в основном для выравнивания сезонной неравномерности потребления газа. Кроме того, ПХГ позволяют более полно использовать пропускную способность газопроводов и создавать резерв газа в случае неисправностей газопровода.

В состав ПХГ входят следующие производственные объекты:

— эксплуатационные газовые скважины с наземным обустройством;

— контрольные и наблюдательные скважины;

— трубопроводные шлейфы от скважин до сборно-распределительных пунктов;

— промысловые коллекторы;

— сборно-распределительные пункты;

— компрессорные станции с установками подготовки газа к дальнейшей транспортировке;

— эксплуатационно-хозяйственные блоки, служебные, вспомогательные помещения.

Исходя из особенностей процесса транспорта газа формируется производственная структура газотранспортных предприятий, которое осуществляет три вида деятельности:

— трубопроводный транспорт;

— капитальное строительство;

— подрядную деятельность.

Все перечисленные услуги в основном могут осуществляться на трех уровнях:

— газотранспортного предприятия, осуществляющего транзит газа до границы другого государства;

— газотранспортного предприятия, осуществляющего транспорт газа российским потребителям;

— городского газового хозяйства, осуществляющего распределение и поставку на относительно небольшие расстояния конечным российским потребителям.

 

 

Hosted by uCoz