Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М.Губкина.

Кафедра финансового менеджмента.

Группа ВЭН 99-5

 

Список наших

Фото

Mыло

Новости

7. Рынок новшеств и рынок инвестиций в инновационной сфере

Инновационный рынок сравнительно новое понятие для отечественной экономики, в условиях централизованного управления экономикой (СССР) достижения науки и техники внедрялись. Сейчас о внедрении не может быть и речи т.к. предприятия и организации имеют полную экономическую самостоятельность.

INNOVATION – (англ.) означает введение новаций, или введение новшеств - нововведение.

Новшество – новый порядок, новая система, обычай, метод, структура, изобретение, явление и т.д.

Инновацией новшество становиться с момента принятия к распространению. Процесс перехода новшества в нововведение (инновацию) требует инвестиций и времени. Поэтому основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и время. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала (инвестиций), инновации формируют рынок чистой конкуренции нововведений.

Инновационная сфера – система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей, развитой инфраструктуры.

Инновационная деятельность – практическое использование научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового и улучшения производимого продукта, способа его производства.

Инновационный процесс- получение и коммерциализация изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера

Новации и инновационные процессы классифицируются:

По содержаниютехнические, организационные, социальные, экономические

По степени новизны – абсолютные, относительные, условные, частные.

По новационному потенциалурадикальные, комбинированные, модифицированные

По особенностям инновационного процесса внутриорганизационные, межорганизационные

По этапам жизненного цикла - идея, создание новшества, распространение новшества, его использование.

По длительности этапов инновационного процесса

По уровню разработки и распространениягосударственные, республиканские, региональные, отраслевые, кооперативные, фирменные.

По сферам разработки и распространения промышленные, финансовые, услуги, торгово-посреднические, научно-педагогические.

Рынок новшеств формируют продавцы (предложение новшеств) - научные организации: РАН, РАЕН, ВУЗы, отраслевые НИИ, исследовательские центры компаний и т.д. Основным товаром является продукт интеллектуальной деятельности.

Когда новшества выходят на рынок и начинают внедряться, они переходят в инновации и формируют рынок чистой конкуренции. Внедрение радикальных новшеств является одной из причин длинных волн в мировой экономике.

Рынок чистой конкуренции – совокупность продавцов и покупателей совершающих сделки купли-продажи в ситуации когда ни один из них не оказывает влияния уровень текущих цен.

Влияние рынка чистой конкуренции на инновации:

1. развивает инновационный процесс

2. но замедляет его если прибыльность этих инноваций мала или сильно отдалена во времени.

Участие в рынке новшеств осуществляется путем:

- развития собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

- проведения исследований совместно с др. фирмами;

- оформления заказов на проведение исследований специализированными организациями;

- приобретения лицензий на право производства товаров или услуг;

- покупки готового изделия, технологии, ноу-хау (улучшения), другой интеллектуальной собственности;

- приобретения нематериальных активов за счет выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместных производств.

 

Инновации в любом секторе требуют финансовых вложений. В качестве источников инвестиций могут выступать:

Ø                       Бюджетные ассигнования (безвозмездные) из федерального бюджета (фундаментальные исследования);

Ø                       Инвестиции (прямые, портфельные, финансовые, интеллектуальные, материальные).

Инвесторами могут выступать: правительство, региональные органы управления, корпорации, физица, иностранные лица, межгосударственные организации.

Источники финансовых средств для инноваций:

·                          Собственные – прибыль, амортизация, акционерный капитал, безвозмездные инвестиции

·                          Привлеченные  - кредиты, беспроцентные ссуды, долевое участие, СП.

Взаимосвязь рынка инвестиций и рынка новшеств можно представить так:

 

 

 

 

 

 


Рынок капитала (инвестиций) в инновационной сфере.

Федеральный бюджет финансирует только фундаментальные исследования, это финансирование производится на безвозвратной основе.

Все остальные инвестиции в инновации производятся на возвратной и конкурсной основе. Преимущественными формами предоставления государственных средств являются – покупка ценных бумаг или выдача госарантий по эмитируемым ЦБ.

На первом этапе используются фундаментальные исследования финансируемые (обычно) государством на безвозвратной основе

Второй этап – исследования прикладного характера, финансируются за счет заказчика и м.б. госу-ва, здесь есть риск потери вложенных средств – инвестиции называют рискоинвестициями, а организации финансирующие их – венчурные.

Третий этап – опытно-конструкторские и экспериментальные разработки финансируются рискоинвестициями. На этом этапе часто производится эмиссия ЦБ.

Четвертый этап – процесс коммерциализации от запуска производства до выхода на рынок.

 

 

 

 

Hosted by uCoz