Российский Государственный Университет нефти и газа имени
И.М.Губкина. Кафедра финансового менеджмента. Группа ВЭН 99-5 |
||||||
7. Рынок новшеств и рынок
инвестиций в инновационной сфере
Инновационный рынок сравнительно новое понятие для отечественной экономики,
в условиях централизованного управления экономикой (СССР) достижения науки и
техники внедрялись. Сейчас о внедрении не может быть и речи т.к. предприятия
и организации имеют полную экономическую самостоятельность. INNOVATION
– (англ.) означает введение
новаций, или введение новшеств - нововведение. Новшество – новый порядок, новая система, обычай, метод,
структура, изобретение, явление и т.д. Инновацией новшество становиться с момента принятия к
распространению. Процесс перехода новшества в нововведение (инновацию)
требует инвестиций и времени. Поэтому основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции и время. Новшества формируют
рынок новшеств, инвестиции рынок капитала (инвестиций), инновации формируют
рынок чистой конкуренции нововведений. Инновационная сфера – система взаимодействия инноваторов,
инвесторов, товаропроизводителей, развитой инфраструктуры. Инновационная деятельность – практическое использование научно-технического
результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового и
улучшения производимого продукта, способа его производства. Инновационный процесс- получение и коммерциализация изобретений, новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических
решений производственного, финансового, коммерческого, административного или
иного характера Новации и инновационные процессы классифицируются: По содержанию – технические,
организационные, социальные, экономические По степени новизны – абсолютные, относительные, условные, частные. По новационному потенциалу – радикальные, комбинированные,
модифицированные По особенностям инновационного
процесса – внутриорганизационные, межорганизационные По этапам жизненного цикла - идея,
создание новшества, распространение новшества, его использование. По длительности этапов инновационного
процесса По уровню
разработки и распространения – государственные,
республиканские, региональные, отраслевые, кооперативные, фирменные. По сферам разработки и распространения – промышленные, финансовые, услуги,
торгово-посреднические, научно-педагогические. Рынок новшеств формируют продавцы (предложение новшеств) - научные
организации: РАН, РАЕН, ВУЗы, отраслевые НИИ, исследовательские центры
компаний и т.д. Основным товаром является продукт интеллектуальной деятельности.
Когда новшества выходят на рынок и начинают внедряться, они
переходят в инновации и формируют рынок чистой конкуренции. Внедрение радикальных
новшеств является одной из причин длинных волн в мировой экономике. Рынок чистой конкуренции – совокупность продавцов и покупателей
совершающих сделки купли-продажи в ситуации когда ни один из них не оказывает
влияния уровень текущих цен. Влияние рынка чистой конкуренции на инновации: 1. развивает инновационный процесс 2. но замедляет его если прибыльность
этих инноваций мала или сильно отдалена во времени. Участие в рынке новшеств осуществляется путем: - развития собственной научной, научно-технической и экспериментальной
базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); - проведения исследований совместно с др. фирмами; - оформления заказов на проведение исследований
специализированными организациями; - приобретения лицензий на право производства товаров или услуг; - покупки готового изделия, технологии, ноу-хау (улучшения), другой
интеллектуальной собственности; - приобретения нематериальных активов за счет выпуска акций,
облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместных
производств. Инновации в любом секторе требуют финансовых вложений. В качестве
источников инвестиций могут выступать: Ø
Бюджетные
ассигнования (безвозмездные) из федерального бюджета (фундаментальные
исследования); Ø
Инвестиции
(прямые, портфельные, финансовые, интеллектуальные, материальные). Инвесторами могут выступать: правительство, региональные органы
управления, корпорации, физ.лица, иностранные лица,
межгосударственные организации. Источники финансовых средств для
инноваций: ·
Собственные – прибыль, амортизация, акционерный капитал,
безвозмездные инвестиции ·
Привлеченные - кредиты,
беспроцентные ссуды, долевое участие, СП. Взаимосвязь рынка инвестиций и рынка новшеств можно представить
так:
Рынок капитала (инвестиций) в
инновационной сфере. Федеральный бюджет финансирует только фундаментальные
исследования, это финансирование производится на безвозвратной основе. Все остальные инвестиции в инновации производятся на возвратной и
конкурсной основе. Преимущественными формами предоставления государственных
средств являются – покупка ценных бумаг или выдача гос.гарантий по эмитируемым ЦБ. На первом этапе используются фундаментальные исследования финансируемые
(обычно) государством на безвозвратной основе Второй этап – исследования прикладного характера, финансируются
за счет заказчика и м.б. госу-ва, здесь есть риск потери вложенных средств –
инвестиции называют рискоинвестициями, а организации финансирующие их – венчурные. Третий этап – опытно-конструкторские и экспериментальные разработки
финансируются рискоинвестициями. На этом этапе часто производится эмиссия ЦБ. Четвертый этап – процесс коммерциализации от запуска производства
до выхода на рынок. |