Российский Государственный Университет
нефти и газа имени И.М.Губкина.
Кафедра финансового менеджмента.
Группа
ВЭН 99-5
|
|||||||||||||
34.
Внешнеэкономическая деятельность и ее роль в экономическом развитии России.
Внешнеэкономическая деятельность: В широком понимании:
рыночная деятельность субъектов, наделенных национальными государственными
полномочиями. Материальной основой развития ВЭД является международное
разделение факторов производства. В
узком понимании: это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения
материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. ВЭД – действия
предприятий и организаций, направленные на реализацию своей производственной
или иной деятельности за пределами национальных границ государства. Формы
и виды ВЭД. Формы международного бизнеса: 1.
Экспорт/импорт 2.
Лицензионная торговля (лицензионные контракты) 3.
Совместное предпринимательство, в том числе совместные
предприятия (СП) 4.
Прямые капиталовложения (вывоз капитала) 5.
Многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК) 6.
Альянсы (союзы, стратегические альянсы) В последовательности этих форм (видов) отражена хронология
возникновения каждого из этих направлений. Каждое из этих направлений
содержит в себе особую форму контрактных отношений международного бизнеса. Регулирование
ВЭД.
Виды внешнеэкономической деятельности
Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с
таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта
фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или в момент
фактического предоставления услуг или передачи прав на результаты
интеллектуальной деятельности. К экспорту товара
приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной
территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний). Внутренний толлинг – закупка иностранным юридическим лицом (нерезидентом) у
российского юридического лица (резидента) товара или ресурса (сырья) и
передача его другому российскому юридическому лицу для переработки и
последующего вывоза переработанного сырья за границу. Внешний толлинг – это закупка товара
или сырья за рубежом для переработки в стране и последующего вывоза товара за
границу. Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на
таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта
фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или фактического
получения услуг, или прав на интеллектуальную собственность. Реэкспорт – ввоз товара на территорию данной страны в целях его
последующего экспорта в другие страны без какой-либо промежуточной обработки. Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся
там обработке (не проданные на аукционе, выставке, забракованные покупателем
и другие). Но если изначально
товары к продаже не предназначались, они не засчитываются в реимпорт. Торгово-посреднические операции – это операции
связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению
производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником
на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения. Работа через
посредников представляет собой косвенный метод ведения торговли, в отличие от
прямого метода – непосредственного контакта между производителем и
покупателем. Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с
кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала
выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку
иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с
участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д. Внутреннее регулирование ВЭД. В России более 70 лет
существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая и создала
административно-распределительную модель ВЭД. При такой модели воздействие
внешней конкуренции было нейтрализовано закрытой или автаркической структурой
экономики. Изоляция предприятий от внешнего рынка и конкуренции привела к неконкурентоспособности
на этом рынке их продукции. Начало реформирования страны (1985 г) не совпало
с началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма
регулирования ВЭД (1991 г). Результатом этого отставания явились
отрицательные показатели внешнеторгового сальдо (С=Э-И<0) государство впадает
в зависимость от импорта – ущерб экономической безопасности страны (1989 г –
3.7 млрд $, 1990 – 9.7 млрд $) Это послужило сигналом для критики реформаторов
экономики. Итак,
во времена советской власти Россия вела активную внешнеэкономическую деятельность,
причем монополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была
закрытой, и осуществляло ее только государство. Разница между мировыми и
внутренними ценами компенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике
в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие
ограничений с ВЭД. Началом процесса либерализации явилось появление Указа
Президента РСФСР «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91.
Согласно указу: «Все хозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности
имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в
том числе посредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о.
образом, была снята монополия государства на внешнюю торговлю большинством
товаров. Меры по либерализации ВЭД включали: 1.
Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при
сохранении жестких и количественных, и тарифных ограничений на вывоз
топливно-энергетических ресурсов) 2.
Частичная либерализация валютного курса 3.
Отмена ограничений на импорт 4.
Установление особого порядка экспорта стратегически важных
сырьевых товаров, вывоз которых на начальном этапе составлял 70% российского
экспорта 5.
Постепенный переход на тарифные методы регулирования при
сокращении количественных ограничений 6.
Отмена квотирования и лицензирования экспорта 7.
Отмена института специальных экспортеров и льгот участникам
ВЭД. Однако
данный указ не смог охватить все стороны либерализации, и государство
потеряло контроль за ВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были
приняты другие законы, направленные на совершенствование регулирования ВЭД. Положение на мировом рынке. - В 60-ые годы – всплеск ВЭД, на страны СНГ
приходилось 50% мирового товарооборота. - В 75 году СССР господствовал на 38 хозяйственных
рынках. - В течение последних 10 лет, наши позиции
уменьшаются, так как мы потеряли господствующее положение на рынках: в 90г.,
мы занимаем ведущие позиции на 5 рынках. - В настоящее время, Россия опирается на экспорт сырья
(нефть и газ 45%, лес, алмазы, черные и цветные металлы 15%), т.к. не выгодно
производить ГП – существует сильная конкуренция со стороны иностранных фирм,
чьи товары не всегда отвечают высоким качествам. Т.о.,
Россия занимает на мировом рынке положение, неадекватное ее
экономическим возможностям и политической значимости. Основную долю
импорта занимает продукция машиностроения и продовольствие. Россия
является членом таких международных организаций, регулирующих международные
торговые отношения, как: 1. Экономический и социальный совет при
ООН. 2. Система программ развития ООН (экономического роста и развития, Всемирная
продовольственная программа, и т.д.). 3. Комиссия по праву Международной
торговли. 4. Венская конвенция о договорах по
купле-продаже товаров. 5. МВФ. 6. Международная торговая палата. Значение внешнеэкономической деятельности. Международная
торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в
избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет
по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами,
кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов
и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения.
Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно
использовать эти направления в своих интересах. |