Российский
Государственный Университет нефти и газа имени И.М.Губкина. Кафедра финансового
менеджмента. Группа
ВЭН 99-5 |
|||
16. Сущность, назначение и функции
стратегического планирования на предприятии.
В настоящее время
центральным элементом управления хозяйственной единицы является
стратегическое планирование. Назначение стратегического планирования -обеспечить
выживание организации в долгосрочной перспективе, достижение поставленной
миссии, цели. Стратегический план - комплексный документ, в котором должно
быть представлено видимое перспективное развитие предприятия с учётом влияния
внешней и внутренней среды и внутреннего состояния. Это основной план
предприятия, определяющий главную задачу и цели деятельности предприятия и
способы достижения этих целей на 3-5 лет. Конечная цель самого
стратегического плана - это создание потенциала предприятия для достижения
успеха в будущем. Экономический
потенциал предприятия -это совокупная мощность
производительных сил, т.е основных фондов, сырьевых ресурсов (материальных,
финансовых, нематериальных), трудовых ресурсов и квалификации работающих. Главной экономической
задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов
производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая
обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченности ресурсов. Основная
задача с.п. – обеспечить правильный выбор, оптимизировать соотношение выгод и
упущенных возможностей. Потенциал предприятия создаётся
для обеспечения успешной конкуренции на рынке и выполнения цели предприятия,
то есть потенциала предприятия - это возможность осуществить деятельность
предприятия наиболее эффективно. Стратегический план должен обеспечивать: - рациональное распределение и использование ресурсов - своевременное и эффективное внедрение
нововведений и изменений в производстве,
управлении и организации - эффективное действие данного предприятия на рынке - быструю адаптацию к изменениям внешней среды и условиям на рынка - всестороннюю стабилизацию и координацию работы предприятия Для этого необходимо
выявление сильных и слабых сторон предприятия. Стратегический план должен рассматривать все направления деятельности
предприятия, то есть включать вопросы производства, реализации продуктов и
услуг, инновационную деятельность, конкретные направления деятельности по
использованию различных ресурсов (ОФ, оборотных средств, финансовых и
трудовых ресурсов). В
стратегическом плане отражены все направления хозяйственной деятельности и
использования ресурсов. Основные
разделы: Маркетинговый план - определяются и
изучаются показатели спроса на товары и услуги предприятия, изучается
конкурентоспособности предприятия, его доля на рынке, рассматриваются вопросы
рекламы предпродажное и послепродажное обслуживание, сбыт, продвижение
товаров, уровень и динамика цен. План производства и реализации
продукции
- определяются объёмы (необходимо знание производственной мощности вывод/ввод),
возможность удовлетворения рыночного спроса. В этом разделе рассчитывают
выработку продукции в натуральном и стоимостном
выражении по всему ассортименту продукции по каждому подразделению,
определяют производственные мощности, требуемые для выпуска запланированной
продукции, необходимый ввод новых мощностей, размер и степень использования
ОФ предприятия. План инновационной деятельности - где рассматриваются
организационные и технические вопросы развития производства. В этом разделе определяют
технические, организационные, социально-экономические и
научно-исследовательские мероприятия, необходимые для реализации миссии,
целей и задач, поставленных стратегическим планом. План капитального строительства. План по труду и социальному
развитию
- необходим для определения работающих по категориям и профессиям, источников
покрытия потребности: обучение, подготовка кадров, вопросы эффективности
использования труда. В этом разделе определяется фонд оплаты труда и динамика
его роста, а так же планируются мероприятия, направленные на улучшение
социальной сферы на предприятии. План себестоимости, прибыли и
рентабельности. В этом разделе рассчитывают затраты на производство
продукции, услуг и всех видов работ; себестоимость отдельных видов продукции
и суммарные затраты на 1 руб. товарной продукции, снижение себестоимости
продукции по сравнению с предшествующим годом. Финансовый план. Определяются
финансовые ресурсы, их состав, источники образования, направления
расходования, то есть все расходы и доходы предприятия по периодам. Потоки
реальных денег. План по прибыли и рентабельности
производства
- является одним из основных, так как в нём определяются образование и
использование прибыли, а так же рентабельности продукции и затрат. Даётся
обоснование улучшения этих показателей по факторам производства. План по охране и рациональному
использованию природных ресурсов - приобретает большое
экономическое и социальное значение. Мероприятия по охране природы
группируются следующим образом: -охрана и рациональное использование водных ресурсов -охрана воздушного бассейна -охрана и рациональное использование минеральных ресурсов -охрана и рациональное использование земель, лесных ресурсов План по ВЭД предприятия. Завершается разработка
стратегического плана разделом «Основные технико-экономические
показатели», где даётся оценка эффективности стратегического плана
по всем направлениям. Включаемые в этот раздел показатели
характеризуют в обобщённом виде все стороны производственно-хозяйственной
деятельности предприятия. |