Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М.Губкина.

Кафедра финансового менеджмента.

Группа ВЭН 99-5

 

Список наших

Фото

Mыло

Новости

16. Сущность, назначение и функции стратегического планирования на предприятии.

В настоящее время центральным элементом управления хозяйственной единицы является стратегическое планирование.

Назначение стратегического планирования беспечить выживание организации в долгосрочной перспективе, достижение поставленной миссии, цели.

Стратегический план - комплексный документ, в котором должно быть представлено видимое перспективное развитие предприятия с учётом влияния внешней и внутренней среды и внутреннего состояния. Это основной план предприятия, определяющий главную задачу и цели деятельности предприятия и способы достижения этих целей на 3-5 лет.

Конечная цель самого стратегического плана - это создание потенциала предприятия для достижения успеха в будущем.

Экономический потенциал предприятия то совокупная мощность производительных сил, т.е основных фондов, сырьевых ресурсов (материальных, финансовых, нематериальных), трудовых ресурсов и квалификации работающих.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченности ресурсов. Основная задача с.п. – обеспечить правильный выбор, оптимизировать соотношение выгод и упущенных возможностей.

Потенциал предприятия создаётся для обеспечения успешной конкуренции на рынке и выполнения цели предприятия, то есть потенциала предприятия - это возможность осуществить деятельность предприятия наиболее эффективно.

Стратегический план должен обеспечивать:

- рациональное распределение и использование ресурсов

- своевременное и эффективное внедрение нововведений и изменений в производстве, управлении и организации

- эффективное действие данного предприятия на рынке

- быструю адаптацию к изменениям внешней среды и условиям на рынка

- всестороннюю стабилизацию и координацию работы предприятия

Для этого необходимо выявление сильных и слабых сторон предприятия.

Стратегический план должен рассматривать все направления деятельности предприятия, то есть включать вопросы производства, реализации продуктов и услуг, инновационную деятельность, конкретные направления деятельности по использованию различных ресурсов (ОФ, оборотных средств, финансовых и трудовых ресурсов).

В стратегическом плане отражены все направления хозяйственной деятельности и использования ресурсов. Основные разделы:

Маркетинговый план - определяются и изучаются показатели спроса на товары и услуги предприятия, изучается конкурентоспособности предприятия, его доля на рынке, рассматриваются вопросы рекламы предпродажное и послепродажное обслуживание, сбыт, продвижение товаров, уровень и динамика цен.

План производства и реализации продукции - определяются объёмы (необходимо знание производственной мощности вывод/ввод), возможность удовлетворения рыночного спроса. В этом разделе рассчитывают выработку продукции в натуральном и стоимостном выражении по всему ассортименту продукции по каждому подразделению, определяют производственные мощности, требуемые для выпуска запланированной продукции, необходимый ввод новых мощностей, размер и степень использования ОФ предприятия.

План инновационной деятельности - где рассматриваются организационные и технические вопросы развития производства. В этом разделе определяют технические, организационные, социально-экономические и научно-исследовательские мероприятия, необходимые для реализации миссии, целей и задач, поставленных стратегическим планом.

План капитального строительства.

План по труду и социальному развитию - необходим для определения работающих по категориям и профессиям, источников покрытия потребности: обучение, подготовка кадров, вопросы эффективности использования труда. В этом разделе определяется фонд оплаты труда и динамика его роста, а так же планируются мероприятия, направленные на улучшение социальной сферы на предприятии.

План себестоимости, прибыли и рентабельности. В этом разделе рассчитывают затраты на производство продукции, услуг и всех видов работ; себестоимость отдельных видов продукции и суммарные затраты на 1 руб. товарной продукции, снижение себестоимости продукции по сравнению с предшествующим годом.

Финансовый план. Определяются финансовые ресурсы, их состав, источники образования, направления расходования, то есть все расходы и доходы предприятия по периодам. Потоки реальных денег.

План по прибыли и рентабельности производства - является одним из основных, так как в нём определяются образование и использование прибыли, а так же рентабельности продукции и затрат. Даётся обоснование улучшения этих показателей по факторам производства.

 План по охране и рациональному использованию природных ресурсов - приобретает большое экономическое и социальное значение. Мероприятия по охране природы группируются следующим образом:

-охрана и рациональное использование водных ресурсов

-охрана воздушного бассейна

-охрана и рациональное использование минеральных ресурсов

-охрана и рациональное использование земель, лесных ресурсов

План по ВЭД предприятия.

Завершается разработка стратегического плана разделом «Основные технико-экономические показатели», где даётся оценка эффективности стратегического плана по всем направлениям. Включаемые в этот раздел показатели характеризуют в обобщённом виде все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

Hosted by uCoz