Российский Государственный Университет нефти и газа имени
И.М.Губкина. Кафедра финансового менеджмента. Группа ВЭН 99-5 |
|||
1. Рыночная система: сущность,
механизм, законы развития.
Эволюция общественных
форм хозяйства привела к возникновению современной рыночно системы, в основе
которой лежит функционирование товарного производства, ориентированного на
удовлетворение потребностей отдельных индивидов и общества в целом. Рыночная система – общественная форма организации экономики, основанная на
товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и
потреблением через куплю-продажу. Рынок – это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельными
хозяйственными субъектами. Основными элементами
рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция. Условия возникновения рыночной системы: - общественное разделение труда и специализация как
следствие ограниченности ресурсов и производственных возможностей человека. Четыре разделения труда: 1. Отделение земледелия от скотоводства; 2. Отделение ремесле
от земледелия; 3. Обособление торговли; 4. Обособление науки. Специализация
определяется принципом сравнительного преимущества. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО—способность производить товары с
относительно меньшими альтернативными затратами - частная
собственность как основа экономического обособления; - эквивалентно-возмездный характер обмена; - свободный обмен ресурсами; - свободная
конкуренция среди продавцов и покупателей;
- абсолютная доступность рыночной информации для всех участников
конкуренции; - создание и
развитие рыночной инфраструктуры; - реализаций
многообразных форм собственности; - свободное ценообразование; - правовое регулирование рынка через
спецификацию прав собственности. Функции рынка: - стихийное установление цен под влиянием соотношений
спроса и предложения; - рациональное распределение ресурсов; - стихийное
регулирование воспроизводственных пропорций; - оздоровление
экономики; -
установление связи между производством и потреблением; -
учет затрат на производство продукции; -
общественное признание произведенного продукта; -
рыночные цены выступают носителями экономической информации; -
стимулирование НТП; - создание условий добровольной
состязательности. ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНКА 1. Эффективное
распределение ресурсов; 2. Гибкость, высокая
адаптивность к изменяющийся условиям; 3. Свобода выбора и
действий потребителей и производителей; 4. Способность к
удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и
услуг 5. Оптимальное
использование результатов НТР; 6. Возможность
функционирования при наличии ограниченной информации; 7. Создание
материальной заинтересованности производителей в улучшении показателей своей
экономической деятельности. НЕДОСТАТКИ РЫНКА связаны с его неспособностью
координировать процессы экономического выбора,
обеспечивая эффективное использование ресурсов 1. Не решает проблемы "внешних эффектов" -
изменения в благосостоянии субъектов, не связанные с их действиями на
рынке; 2. Не стимулирует производство общественных благ,
потребность в которых не имеет денежной оценки и поэтому не превращается в
спрос; 3. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов,
не имеет экономического механизма защиты окружающей
среды; 4. Не гарантирует
стандартного благосостояния, усиливает дифференциацию доходов; 5. Не гарантирует
полной занятости и стабильного уровня цен; 6. Не решает
проблемы организации денежного обращения; 7. Подвержен циклическим
колебаниям, ведущим к значительным производственным и социальным потерям,
снижающим эффективность экономики; 8. Не стимулирует
развитие фундаментальной науки; Основные законы
развития: 1. закон предложения –
при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от
цены. 2. Закон спроса – при
прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется
в обратной зависимости от цены. 3. Закон спроса и
предложения – приспособление производства и предложения по объему и структуре
к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с
ценами. 4. Закон обмена
эквивалентами 5. Закон конкуренции –
конкуренция как обязательная форма взаимодействия. |