Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М.Губкина.

Кафедра финансового менеджмента.

Группа ВЭН 99-5

 

Список наших

Фото

Mыло

Новости

1. Рыночная система: сущность, механизм, законы развития.

Эволюция общественных форм хозяйства привела к возникновению современной рыночно системы, в основе которой лежит функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей отдельных индивидов и общества в целом.

Рыночная система – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением через куплю-продажу.

Рынок – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельными хозяйственными субъектами.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Условия возникновения рыночной системы:

- общественное разделение труда и специализация как следствие ограниченности ресурсов и производственных возможностей че­ловека.

Четыре разделения труда:

1.   Отделение земледелия от скотоводства;

2.   Отделение ремесле от земледелия;

3.  Обособление торговли;

4.   Обособление науки.

Специализация   определяется   принципом   сравнительного преимущества.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО—способность производить товары с относительно меньшими альтернативными затратами

-  частная собственность как основа экономического обособления;  

- эквивалентно-возмездный характер обмена;

- свободный обмен ресурсами;

 - свободная конкуренция среди продавцов и покупателей; 

- абсолютная доступность рыночной информации для всех участников конкуренции;

 - создание и развитие рыночной инфраструктуры; 

-  реализаций многообразных форм собственности;

- свободное ценообразование;

 -  правовое регулирование рынка через спецификацию прав собственности.

Функции рынка:

- стихийное установление цен под влиянием соотношений спроса и предложения;

 - рациональное распределение ресурсов;  

- стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;

- оздоровление экономики;

- установление связи между производством и потреблением;

- учет затрат на производство продукции;

- общественное признание произведенного продукта;

- рыночные цены выступают носителями экономической информации;

- стимулирование НТП;

 - создание условий добровольной состязательности.

ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНКА

1.  Эффективное распределение ресурсов;

2.  Гибкость, высокая адаптивность к изменяющийся условиям;

3.  Свобода выбора и действий потребителей и производителей;

4.  Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, по­вышению качества товаров и услуг

5.  Оптимальное использование результатов НТР;

6.  Возможность функционирования при наличии ограниченной ин­формации;

7.  Создание материальной заинтересованности производителей в улучшении показателей своей экономической деятельности.

НЕДОСТАТКИ РЫНКА

связаны с его неспособностью координировать процессы экономического выбора, обеспечивая эффективное использование ресурсов

1. Не решает проблемы "внешних эффектов" - изменения в благосостоянии субъектов, не связанные с их действиями на рынке; 

2. Не стимулирует производство общественных благ, потребность в которых не имеет денежной оценки и поэтому не превращается в спрос;

3. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

4.   Не гарантирует стандартного благосостояния, усиливает дифференциацию доходов;

5.   Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

6.   Не решает проблемы организации денежного обращения;

7. Подвержен циклическим колебаниям, ведущим к значительным производственным и социальным потерям, снижающим эффективность экономики;

8. Не стимулирует развитие фундаментальной науки;

Основные законы развития:

1. закон предложения – при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.

2. Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

3. Закон спроса и предложения – приспособление производства и предложения по объему и структуре к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами.

4. Закон обмена эквивалентами

5. Закон конкуренции – конкуренция как обязательная форма взаимодействия.

 

 

Hosted by uCoz